Выбор автошколы: опасное изобилие

Обучение в автошколе — неизбежный и довольно затратный путь, пройти который сегодня вынужден каждый будущий водитель. Вступившие в 2021 году в силу законодательные положения, с одной стороны, разрешили гражданам обучаться и сдавать экзамены на права не только по месту прописки, а хоть на разных концах страны, но, с другой стороны, сделали обязательным обучение в лицензированной автошколе.

Это значит, что освоить вождение на машине друга или супруга и явиться на экзамен в подразделение ГИБДД «с улицы» никак не получится. Тем более что вождение без прав на автомобиле без специального оборудования является противозаконным, даже если это делается в образовательных целях и вдалеке от скоплений людей и другого транспорта. Поэтому отправной точкой для каждого будущего автомобилиста будет изучение теории по разработанному автошколой курсу и практика вождения в паре с штатным инструктором школы.

В настоящее время во многих крупных городах работают десятки или даже сотни учебных заведений, проводящих подготовку водителей основных категорий. К счастью, правила, которые преподают в автошколах, одинаковые, но почти во всех остальных элементах обучения существует гигантский разброс. Различаются методики преподавания, техническое оснащение классов, парк учебных автомобилей, наличие дополнительных сервисов — вроде подготовки пакета документов и отправки учащихся в партнёрский медцентр на осмотр. Все эти факторы, безусловно, сказываются на итоговом результате — качестве подготовки будущих водителей, но прежде того — на стоимости курсов. Основные советы по выбору оптимальной по качеству обучения автошколы без переплат, а также по тому, как избежать обманщиков — ниже.

Стоимость обучающих курсов складывается из двух базовых компонентов. Первое — это «теория», то есть занятия в классах с преподавателем, который расскажет как основы, так и нюансы действующей редакции правил дорожного движения. Второе — практическое обучение с инструктором на специально оборудованном автомобиле. «Практика» включает выполнение упражнений, с которыми предстоит столкнуться на экзамене, и «город» — вождение в реальной обстановке, среди других участников движения. Стоимость обоих компонентов, как правило, примерно одинаковая. В столичных автошколах оплата курса может обойтись в итоговую сумму от 25 до 60 тысяч рублей. Удивительно, но при обучении на категорию прав В с автоматической коробкой переключения передач (АКПП) стоимость курса обычно на 3-5 тысяч дороже, чем с механической (МКПП). И это при том, что курс обучения вождению с «механикой» даже включает отдельный практический урок, посвящённый переключению «скоростей».

Однако не стоит соблазняться слишком низкой ценой или ожидать, что за бо́льшую сумму автошкола непременно предоставит более качественное и комфортное обучение. Для правильного выбора нужно принять к сведению следующие моменты и обратить внимание на ряд деталей.

Низкая цена может быть признаком «демпинга» или хитрых мошенников, которые либо сразу скроются с деньгами, либо организуют процесс на крайне низком уровне и будут взимать плату за множество «дополнительных услуг». Поэтому, остановив свой выбор на самом доступном варианте, следует держаться настороже. Первое, что можно нужно сделать — это тщательно проверить наличие документов у автошколы. Речь идёт, прежде всего, о наличии у неё лицензии, срок действия которой должен распространяться не только на период, когда осуществляется запись на курсы, но и на всё время обучения.

Предварительно узнать о том, имеет ли автошкола право вести обучение и выдавать соответствующие документы, можно в специальном реестре на сайте ГИБДД. Например, для Москвы полный список автошкол доступен по ссылке: http://www.gibdd.ru/r/77/drivingscools/. Жители других регионов могут получить эту же информацию для своей местности, выбрав в правом верхнем углу странички свой субъект.

Необходимо знать, что в реестре указаны юридические лица, названия которых не всегда совпадают с брендом соответствующей автошколы. Если же возникают какие-либо вопросы или сомнения при предварительном знакомстве с информацией о школе, ничто не мешает отправиться по контактному адресу заведения. Такое небольшое «расследование» позволит оградить себя от мошенников, а также убедиться в том, что принятый в данной автошколе образовательный процесс подходит именно вам.

Одна из часто встречающихся рекомендаций — обратить внимание на историю автошколы. Если учебное заведение создано совсем недавно, то, какой бы интересной ни казалась вам судьба первопроходца, более надёжным будет подыскать другой вариант.

Во время посещения можно собственными глазами понаблюдать за учебным процессом, оборудованием классов, пообщаться с автоинструкторами — а не слепо доверять рекламным роликам с сайта школы. Попросившись на урок в качестве наблюдателя, можно будет, например, сразу увидеть, что педагоги делают слишком большой акцент на подготовку к сдаче билетов, а не на привитие учащимся навыков адекватного восприятия и поведения в различных дорожных ситуациях. И хотя формально итогом обучения является, конечно, скорейшая сдача экзамена и получение водительских прав, в действительности задача автошколы — всё-таки подготовить водителя, который будет корректно вести себя на дороге и уметь правильно реагировать на происходящее на дороге.

Кроме того, следует обратить внимание: закуплено ли учреждением современное интерактивное и мультимедийное оборудование, наглядно иллюстрирующее слова преподавателя. Наличие этих элементов, с одной стороны, подтвердит высокий уровень организации учебного процесса в данной автошколе, а с другой — в дальнейшем поможет быстрее усваивать материал и отрабатывать навыки. Ведь во многих школах ситуация по-прежнему такова, что преподавание ведётся «традиционными методами» — при помощи мела и доски. И хорошо, если на стенах аудитории имеются наглядные плакаты и схемы, в противном случае могут закрасться подозрения о качестве обучения в такой школе.

Необязательно бить тревогу, если по адресу школы будет ждать офисное помещение — в некоторых случаях вся «канцелярия» автошколы может размещаться отдельно от аудиторий, где проходит обучение. Кроме того, большинство автошкол не оборудованы автодромом на прилегающей территории, а это означает, что, решив посещать ближайшее к дому или к месту работы учреждение, на последующие практические занятия вы будете вынуждены каждый раз ехать в соседний район.

Всё это, включая расположение автодрома и контакты инструкторов, следует узнать у представителей автошколы. При общении также обязательно нужно уточнить, не практикуется ли в данном учебном заведении добавление различных «допуслуг» к исходной стоимости курса, указанной в рекламных материалах. Например, от учащихся могут потребовать вдобавок к основному тарифу оплатить расходы на топливо для автомобилей, на которых будет производиться обучение — по цене в разы больше рыночной. Или же в некоторых автошколах с учащихся берут доплату в несколько тысяч рублей за страхование машин, на которых преподаётся «практика». В результате итоговая сумма может стать уже далеко не такой привлекательной, как изначальная — побудившая к выбору автошколы.

Ещё один пункт, который следует уточнить — фактическая длительность занятий. Например, каждое практическое занятие рассчитано на 2 часа, но, необходимо уточнить, по каким часам идёт учёт в каждой конкретной автошколе: привычным всем астрономическим (60 минут) или всё-таки «укороченным» — академическим (45 минут). Разница только кажется малозначимой, ведь фактически на каждом занятии в одной школе времени на то, чтобы освоиться в автомобиле и приобрести навыки вождения, будет на целых полчаса меньше, чем в других школах.

Немаловажный момент — выбор инструктора, под чьим руководством будет происходить практическое знакомство с искусством вождения. Полезно расспросить про характер сотрудничающих с автошколой преподавателей или, возможно, пообщаться с ними, чтобы сразу понять — подходит ли этот человек лично вам по складу. В течение разговора можно узнать марку автомобиля, на котором предстоит учиться, спросить про разные организационные моменты: например, сгорает ли назначенный урок, если на него опоздать либо пропустить его по уважительной причине, или же переносится на другой день. Для занятий, в целом, рекомендуется выбирать более новый автомобиль, чтобы процесс обучения был наиболее комфортным. Хотя также существует мнение, что, привыкнув к вождению на такой машине, учащийся может запаниковать, оказавшись во время экзамена за рулём автомобиля-«пенсионера».

Учитывая все эти факторы и сохраняя бдительность, можно довольно быстро среди огромного разнообразия подобрать автошколу с качественным преподаванием, в которой не пытаются вытянуть из учащихся «лишние» средства. Конечно, итоги обучения в автошколе можно подвести и тогда, когда экзамены на права успешно сданы, а на руках свежий экземпляр водительских прав. Но настоящая оценка полученных знаний и навыков происходит намного позже, когда водитель оставит позади уже десятки и сотни тысяч километров.

База, которую в водителя закладывают в автошколе его инструкторы и преподаватели, зачастую, определяет поведение на дороге, взаимодействие с другими водителями и множество других действий. От тех принципов, которые закладывают в автошколе, зависит здоровье и жизнь людей, в том числе, самого водителя и его пассажиров. Поэтому выбор автошколы — необходимый, но важный шаг, подойти к которому следует со всей ответственностью.